Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Состояние материально-технической базы (далее – МТБ) и содержание зданий детского сада соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам, пожарной безопасности, принципам функционального комфорта. МТБ периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.
Корпуса № 1, № 2 детского сада расположены отдельно стоящими двухэтажными зданиями на благоустроенных участках. Территория имеет ограждение, озеленена насаждениями по всему периметру. Въезды и входы на территорию детского сада заасфальтированы. По периметру здания предусмотрено наружное электрическое освещение. Здания подключены к инженерным сетям – холодному и горячему водоснабжению, канализации, отоплению.
Общая площадь помещений |
Площадь земельного участка |
Проектная мощность |
|
корпус 1 |
1932,2 м2 |
11577 м2 |
240 мест |
корпус 2 |
2250,1 м2 |
10571 м2 |
111 мест |
В МДОУ по двум корпусам оборудованы и функционируют: пищеблок, прачечная, медицинский кабинет, изолятор на 2 места, методический кабинет, кабинет заведующего, 16 групп, спальни, раздевальные и туалетные комнаты, музыкальный зал, физкультурный зал, тренажерный зал, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, кабинет учителя-логопеда, мини-музей, выставочный павильон, театральная студия, ботанический сад.
Территория благоустроена отдельными прогулочными участками для каждой возрастной группы, оборудована малыми формами, спортивными площадками, цветниками, клумбами, теплицей.
Кабинеты
Оснащен справочной и методической литературой для реализации всех направлений развития детей в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования:
- педагогические методики и технологии;
- учебно-методические комплекты и учебно-наглядные пособия для работы с детьми;
- картины, репродукции, произведениями графики разных художников, произведения декоративно-прикладного искусства;
- медиатека;
- электронные образовательные ресурсы: компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, магнитофоны, музыкальный центр, мультимедийный проектор, выход в Интернет, интерактивный стол.
Здесь проводятся музыкальные занятия, досуг, праздники и развлечения.
Имеются следующие музыкальные инструменты: для взрослых - пианино, синтезатор, для детей - наборы русских народных музыкальных инструментов: трещотки, погремушки, треугольники, а так же металлофоны, маракасы, гусли, деревянные ложки, гармошки, дудочки, барабаны, колокольчики, бубен; флажки, ленты, султанчики, платочки; технические средства - музыкальный центр, телевизор, музыкально-дидактические игры и пособия.
Основной задачей дефектологического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей с отклонениями в развитии. В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведется дефектологическая документация, в помещении раздевалки группы функционирует информативный блок для педагогов и родителей.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Предметная среда дефектологического кабинета проектируется в соответствии с Программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Развивающая среда кабинета создавалась на основе принципов построения предметного пространства.
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и прилегающей территории
Территория участка ограждена металлическим забором высотой 2,5 м. Имеется игровые площадки для каждой возрастной группы, где установлено стационарное игровое оборудование - малые формы. Игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Работники своевременно проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, по обеспечению пожарной безопасности. Составлен план эвакуации детей и схема оповещения работников на случай чрезвычайных происшествий. Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка, система видеонаблюдения.
Оборудование и технические средства, используемые в образовательном процессе:
Компьютер – 6 шт.
Принтер – 5 шт.
Телевизор- 5 шт.
Плеер DVD – 5 шт.
Музыкальный центр – 3 шт.
Интерактивное оборудование- 1 шт.
Мультимидийное оборудование- 2 шт.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронные образовательные ресурсы:
МДОУ центр развития ребёнка – детский сад №21 имеет доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспеченно Wi-Fi подключением.
Детский сад оснащён необходимыми электронными образовательными ресурсами, которые позволяют использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью современной системы образования. Инфраструктура информационной среды учреждения используется в образовательном процессе и в управлении образовательным учреждением.
Создан сайт учреждения, работа по его содержательному наполнению и обновлению ведется постоянно. Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, и другие. Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику на родительских собраниях, районных методических объединениях, досуговых мероприятиях. В ДОУ создан банк-медиатека, включающий в себя развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).
Доступная среда в ДОУ
Одной из задач при реализации ФГОС ДО является создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями. А также образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем детском саду обеспечиваются материально-технические условия:
- наличие дополнительных поручней на лестницах;
- наличие световых табло на выходе;
- нескользящее покрытие пола;
- стены основных помещений групповых ячеек окрашены матовыми красками светлых тонов;
- детская мебель и оборудование помещений безвредны для здоровья детей и учитывают специфику организации педагогического процесса, а также соответствует росту и возрасту детей.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Дети – инвалиды (если таковые имеются) получают образование в группах общеразвивающей направленности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
Организация питания в ДОУ:
Отправляя малыша в детский сад, родители беспокоятся о том, чтобы ребенок был опрятно одет, чтобы ему было интересно в группе, на прогулке, чтобы он отдыхал в тихий час... и т. д. Но самый главный вопрос, волнующий мам и пап, – это чем малыша будут кормить.
Организация полноценного, сбалансированного питания детей – одно из важных направлений деятельности нашего образовательного учреждения.
Не надо забывать, что питание ребенка в детском саду должно сочетаться с правильным питанием в семье. Необходимо стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада, поэтому на ужин лучше предлагать те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду, а в выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к детсадовскому.
Мы же в свою очередь создаем в ДОУ все необходимые условия для обеспечения детей здоровым питанием.
Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения.
Основными принципами организации питания в нашем учреждении являются:
• Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
• Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
• Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
• Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
• Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
• Соблюдение гигиенических требования к питанию (безопасность питания).
Мы понимаем, что правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям, поэтому очень важно соблюдать принципы рационального питания детей.
Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей возрастных групп
|
от 1 года до 2-х лет |
от 2-х до 3-х лет |
от 3-х до 7-х лет |
Энергия, ккал |
1200 |
1400 |
1800 |
Белок, г |
36 |
42 |
54 |
Жиры, г |
40 |
47 |
60 |
Углеводы, г |
174 |
203 |
261 |
Режим питания детей по отдельным приемам пищи представлен в таблице.
Время приема пищи |
Кратность приема пищи |
830 - 900 |
завтрак |
1000 |
второй завтрак |
1200 - 1300 |
обед |
1530 - 1600 |
полдник |
Количество приемов пищи в нашем детском саду – 4.
Завтрак – молочные каши: овсяная, манная, рисовая, пшенная, гречневая, "дружба", суп молочный с макаронными изделиями. Каши чередуются с блюдами из натуральных яиц, творога, рыбы, овощей. В качестве напитка – чай с молоком, чай с лимоном, злаковый кофе, какао на молоке с бутербродом с маслом и сыром.
2-ой завтрак - В 10.00 детям получают свежие фрукты, соки, кондитерские изделия.
Обед – закуска в виде салатов из свежих овощей (огурцы, помидоры, лук, свекла отварная) с растительным маслом. Первое горячее блюдо – щи, борщ, овощной суп, суп — пюре, уха (рыбный суп). Второе блюдо – мясное, рыбное, из птицы, из печени с гарниром. Третье блюдо – компот из свежих фруктов, сухофруктов, кисель. Хлеб.
Полдник может включать в себя молоко или другие молочные продукты (ряженка, йогурт, снежок), хлебобулочные изделия, выпечку собственного производства (ватрушка с творогом, сладкая булочка), кондитерские изделия, печенье, сушки, пряники.
При разработке меню учитывают возрастные группы: 1-3 лет и 4-7 лет. Набор блюд при этом единый, различен объем порций для младших и старших детей. Рацион разнообразен за счет расширения ассортимента продуктов и разнообразия блюд. С полным 22-х дневным меню родители могут ознакомиться в медицинском кабинете. Все блюда — собственного производства; готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами на основе принципов «щадящего питания». При приготовлении блюд соблюдаются следующие технологии: варка, запекание, припускание, пассерование, тушение.
В ДОУ проводится круглогодичная С-витаминизация готовых блюд (из расчета для детей 1–3 лет – 35 мг, для детей 3–7 лет – 50,0 мг на порцию) из расчета 50–75% от суточной потребности в витаминах в одной порции напитка. Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот, кисель и т. п.) после его охлаждения до температуры 15°С (для компота) и 35°С (для киселя) непосредственно перед реализацией. Витаминизированные блюда не подогревают. Витаминизация блюд проводится под контролем медицинского работника.
В детском саду организован питьевой режим. Питьевая вода (бутилированная) по качеству и безопасности отвечает требованиям на питьевую воду, также применяется кипяченая питьевая вода, при условии ее хранения не более 3-х часов.
Для контроля за организацией питания детей в учреждении создана бракеражная комиссия. Приемочный контроль готовой кулинарной продукции осуществляется бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации ДОУ и медицинского работника. Результаты производственного контроля регистрируются в бракеражном журнале.
Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность; хранятся в соответствии с требованиями СаНПин и товарного соседства.
Основными поставщиками продуктов питания являются:
- ООО «Регионпродукт», ООО «Вектор» – основные продукты питания, фрукты;
- ОАО «Узловский хлебокомбинат» - хлеб и хлебобулочные изделия;
- ИП Чекмарева Дарья Александровна -овощи, фрукты.
Доставка пищевых продуктов осуществляется выделенным для перевозки пищевых продуктов транспортом. Лица, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, имеют личную медицинскую книжку с отметками о результатах медицинских осмотров. Приемку продуктов организуют кладовщик и медсестра. Тара, в которой привозят продукты, промаркирована и используется строго по назначению.
Устройство, оборудование, содержание пищеблока детского сада соответствует санитарным правилам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен всем необходимым технологическим и холодильным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой.
Охрана здоровья обучающихся
Первостепенной задачей детского сада является охрана жизни и обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса определяется следующими направлениями:
- обеспечение охраны труда работников;
- обеспечение охраны жизнедеятельности и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно- транспортного травматизма и профилактика детского травматизма);
- соблюдение мер пожарной безопасности, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов: паспорт безопасности (антитеррористической защищенности).
Детский сад оборудован следующими специальными системами безопасности:
- кнопка «Тревожной сигнализации»;
- АПС, которая выведена на Центральный пульт пожарной связи.
Безопасность образовательного процесса обеспечивается в ДОУ через:
- безопасную среду (закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений;
- безопасное расположение растений в группе;
- оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности);
- правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям), лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте, моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте;
- мебель, подобранная по росту детей;
- маркировка постельного белья и полотенец;
- правильное освещение.
Одной из важнейших задач нашего детского сада является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического и психического развития. Поэтому коллектив ДОУ находится в постоянном поиске новых, эффективных форм работы по оздоровлению детей, использование как традиционных, так и нетрадиционных методов и способов оздоровления детей, посещающих детский сад. Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинским персоналом, на договорной основе, заключенной с ГУЗ «УРБ», который наряду с администрацией несёт ответственность за охрану здоровья воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий. Медицинские сестры контролируют соблюдение санитарно- гигиенического и противоэпидемиологического режима, организацию качественного питания. На всех возрастных ступенях образовательной деятельности ДОУ обеспечена преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни. В ДОУ осуществляется комплексный подход в оказании профилактически – оздоровительной поддержки воспитанников и их родителей (законных представителей). ДОУ оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам оздоровления детей дошкольного возраста. В целях оздоровительной и профилактической работы с детьми была разработана система профилактической работы, комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам и группам здоровья, приемы закаливания.